«И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог Твой» (Втор.8:2).
Торжество веры евангельской
12 августа 1921 года в истерзанную Первой Мировой войной и разразившейся после большевистского переворота в России Гражданской войной, оккупированную большевиками
во главе с Владимиром Лениным Украину прибыли из США водимые Духом Святым миссионеры Иван Воронаев и Василий Колтович. Оставили там, за океаном, свою вполне благополучную и спокойную жизнь, и вместе с малыми детьми прибыли на землю, где царили разруха, голод, эпидемии, насилие и произвол утверждавшей себя атеистической советской власти, которая на самом деле стала жесточайшим оружием в руках дьявола. Понимали ли миссионеры, что они идут в логово хищных волков? Понимали ли, что рискуют жизнью не только своей, но и жизнями своих жен и детей? Да, понимали. У Ивана и Екатерины Воронаевых было пятеро маленьких детей, Василий Колтович привез в Одессу свою жену Евдокию из Беларуси, и Бог даровал им двое деток.
во главе с Владимиром Лениным Украину прибыли из США водимые Духом Святым миссионеры Иван Воронаев и Василий Колтович. Оставили там, за океаном, свою вполне благополучную и спокойную жизнь, и вместе с малыми детьми прибыли на землю, где царили разруха, голод, эпидемии, насилие и произвол утверждавшей себя атеистической советской власти, которая на самом деле стала жесточайшим оружием в руках дьявола. Понимали ли миссионеры, что они идут в логово хищных волков? Понимали ли, что рискуют жизнью не только своей, но и жизнями своих жен и детей? Да, понимали. У Ивана и Екатерины Воронаевых было пятеро маленьких детей, Василий Колтович привез в Одессу свою жену Евдокию из Беларуси, и Бог даровал им двое деток.
Они все понимали опасность избранного крестного пути, но с готовностью, как настоящие христиане, откликнулись на призыв Господа послужить Богу в эпицентре духовной борьбы, в самом аду, который созидали ослепленные дьяволом безбожники.
И Бог обильно благословил их самоотверженный духовной труд в этой части Земного шара. В 1921 году, освободившись после ареста из чекистского «карантина», благодаря тому, что Воронаев сумел доказать советским комиссарам, что в свое время вынужден был бежать из России, скрываясь от царской «охранки», как называли политическую полицию императора Николая Второго, они с Колтовичем в первый же год создали Одесскую поместную пятидесятническую церковь христиан евангельской веры, в которой потом состояло до тысячи братьев и сестер.
В 1924 году, благодаря их неутомимой благовестнической деятельности, в Украине было создано 50 таких же, крещенных Духом Святым церквей. В следующем, 1925 году, пятидесятнических церквей стало 150, в 1926 — 250, в 1929-м — около тысячи церквей и групп в Украине, России, в т.ч. Москве, Ленинграде, в Поволжье, Сибири, на Дальнем Востоке, Кавказе, в Средней Азии.
В 1926 году по инициативе Воронаева был создан Союз Христиан Евангельской Веры Украины, а в 1927 году — Союз Христиан Евангельской Веры СССР, в 1928 вышло 8 номеров журнала «Евангелист». Пятидесятническое Братство в СССР продолжало возрастать сказочными темпами — за восемь лет в нем уже служили Богу 25 тысяч верующих, крещенных Духом Святым.
Бог нашел самых лучших исполнителей Его воли
Такой дотоле невиданный успех христианского пробуждения стал возможен благодаря тому, что Бог тщательно подготовил своих посланцев. Иван Воронаев огранивал свой, полученный от Бога, дар духовного лидера, талантливого организатора, блестящего проповедника Слова Божьего и благовестника Евангелия Христова, редактора христианского журнала, создавая новые церкви в Сибири, где скрывался после отказа брать в руки оружие на военной службе и «измены православию», окончив библейскую семинарию и неся пасторское служение в славянских евангельских церквях США, где также впервые издавал такой необходимый христианам духовный журнал. Это был всесторонне подготовленный и методически грамотный миссионер, возвратившийся по воле Божией совершать большой труд на родину, в частности, и на родину своих предков – в Украину, где черкасами по имени города Черкассы называли днепровских казаков, которые в свое время основали Запорожскую Сечь, вставшую на защиту христианства от мусульманской агрессии, исходившей от турецких султанов и крымско-татарских ханов (кстати, среди запорожцев было немало христиан-протестантов). Потом его предки переселились в степи Южного Урала и стали оренбургскими казаками. Свою фамилию «Черкасов» Ивану пришлось поменять на фамилию «Воронаев», скрываясь от преследователей и суда военного трибунала.
Соратник Ивана Воронаева по миссионерскому труду Василий Колтович родился в беларусской деревне Дыя возле города Мозырь. Бог избрал его своим пророком, наградил даром молиться об исцелении, мудростью проповедовать Божье Слово. Он был избран пастором Одесской церкви ХЕВ и как пресвитер совершал елеепомазание. Воронаев и Колтович с Божьей помощью сумели объединить и сплотить вокруг себя таких же благословенных тружеников, организовать подготовку проповедников, благовестников-евангелистов, будущих пасторов, регентов, руководителей женских и молодежных служений, учителей, руководителей кружков для детей и взрослых.
Благодатная почва
Они никогда не превозносили своих заслуг, всегда оставались скромными, как и подобает христианам веры евангельской, ибо понимали — это через них действует Сам Господь. Они хорошо знали, что успех благовестия и создания Братства вырос не на пустом месте, что большое христианское пробуждение произошло только благодаря благодатной почве, которую Бог готовил тут на протяжении нескольких веков.
Первые протесты против извращения учения Христова, о котором на берегах могучей реки Днепр узнали впервые от апостола Андрея, провозгласившего, как утверждает легенда (легенды из ничего тоже не рождаются), возникновение большого христианского города на языческих холмах, возникли вскоре после, можно сказать, насильственного крещения Руси киевским князем Владимиром в 988 году. Насилие, уклонение в византийские обряды и ритуалы во вред познанию Божьих евангельских истин и неукоснительному выполнению заповедей Божьих привели к лицемерию, поверхностному и несознательному отношению к христианской вере, сохранению языческих пережитков, колдовства, чародейства, магических действий.
Уже в 1003 году монах Андреан выступил против поклонения иконам и церковной иерархии. Монах Мартин в 1049 году переписал сто своих книжиц «Правда» (об истинной христианской вере) и распространил по церквам. В середине XIV века диаконы Карп и Никита выступили против поклонения иконам, называя их «идолами», сосредоточенного только на внешних обрядах служения в храмах, против мздоимства священников. Несмотря на то, что «зачинщики» были связаны и утоплены в реке Волхов (брошены с моста в Новгороде), их стремление к настоящей христианской вере нашло поддержку даже у некоторых князей и бояр не только в Новгороде, но и в Пскове, Твери, Москве, Ростове.
В Новгороде и Москве в XV веке последователи Иисуса Христа монах Захария, священники Денис и Алексей снова призывали христиан отказаться от поклонения иконам, молитв «святым угодникам», соблюдения бессмысленных обрядов и поддержки закосневшей церковной иерархии.
В XVI веке Матвей Башкин и Феодосий Косой призывали «к попам не приходити, молебнов не творити, свечи не приносити, иконам, кресту и мощам не поклонятися, ибо это — идолопоклонство, в пышных церковных ритуалах как измышлениях человеческих не участвовать, а поклоняться только Отцу Небесному в духе так, как это совершали первые христиане».
В средине XVII века распространилось «Христоверие» Даниила Филиппова, который проповедовал, что спасают не книги, а «сам сударь Святой Дух», прызывал хмельного не употреблять, плотского греха и сквернословия не творить, на обычные хмельные свадьбы, крестины и беседы не ходить, не воровать, а верить Святому Духу, с людьми Божьими, духовными христианами общаться, хлеб-соль делить, любить друг друга, как учил Иисус Христос. Свои собрания христоверы называли «радениями» в Духе Святом, дарующим радость общения и познания Божьих истин, и собирались ночью, тайно от преследователей из официальной православной церкви.
Силуан Колесников в средине XVIII века дал начало христианскому течению духоборчества, участники которого верили, что каждый человек, возжелав и приготовив свое сердце, может получить дар Духа Святого, и стремились стать настоящими служителями Нового Завета с Богом, открывали другим, что «иконы — не Бог, мощи — обман, попы — не Божьи слуги, а лжецы». Духоборы назвали свое вероучение «Исповедание веры».
В этом же столетии в Украине жил и трудился первый философ Российской империи, поэт и педагог, автор поэтического сборника «Сад божественных песен» Григорий Сковорода, который в молодые годы пел в придворном хоре императрицы Елизаветы Петровны, но отказался от придворной карьеры, а познакомившись с протестантизмом во время путешествий в Венгрии, Австрии, Италии, Германии, Польше, где выучил несколько иностранных языков, отказался стать также и «столбом православия», ответив на предложение церковных иерархов, что в православии «и без него уже достаточно столбов неотесанных».
В истолковании Библии Сковорода придерживался метода александрийской школы Оригена и Климента Александрийского, призывал познавать и во всем исполнять Божьи заповеди, с Божьей помощью находить свое призвание, самоусовершенствоваться, развивая внутреннего сердечного человека, не грешить, преодолевать дьявольские искушения, достигать святости, без чего нельзя испытать счастья в земной жизни. Сам философ жил так, как проповедовал. Бог открыл Григорию Саввовичу день его перехода в вечность. Готовясь к этому дню, философ сам себе выкопал могилу и выбил на надгробном камне красноречивую надпись: «Мир ловил меня, но не поймал».
В 1802 году российский император Александр I издал указ о переселении духоборов из Новороссийской и Слободско-Украинской губернии в необжитые степи на берегах реки Молочной возле города Мелитополя и Азовского моря (Таврическая губерния). Через два года в созданную там христианскую колонию Духоборию были также переселены тысячи духоборцев из Тамбовской и Воронежской губернии. Переселение было проведено по требованию православной иерархии, которая испугалась возрастающего влияния духоборов и быстрого распространения их учения.
С Божьей помощью духоборы вдохнули жизнь в дотоле целинные степи, пустовавший край земли расцвел под их трудолюбивыми руками, обработанная земля благодарила сказочными урожаями, тут действительно потекли молочные и медовые реки. А в 1833 году в Таврической губернии произошло мощное излияние Духа Святого, проявившегося говорением на «новых огненных языках»,— очевидно, знамение иных языков сопровождалось видениями язычков пламени, как и при первом массовом крещении Духом Святым апостолов Иисуса Христа и душ около 120, которые в ожидании находились в Иерусалиме.
Движение духоборов развивалось и приобрело на новом месте все более евангельскую сущность. Скорее всего, по названию реки Молочной уже вполне евангельских христиан назвали молоканами. А возможно, и потому их назвали молоканами, что они особый акцент делали на том, чтобы члены общин возлюбили «чистое словесное молоко, дабы от него возрасти во спасение» (1Пет.2:1-2). Их убеждения обобщил Семен Уклеин: никакое «поборание греха» невозможно, если духовные воины не будут в совершенстве владеть «мечом обоюдоострым» Слова Божьего; заповеди Нового Завета — единственное и незаменимое руководство к действию. На своих собраниях молокане читали Библию и толковали написанное, пели псалмы из Псалтири, усиленно молились и получали Божьи благословения.
Лидер духовных молокан Максим Рудометкин призвал братьев и сестер беречь пророческий дар: «О, возлюбленные мои пророки и пророчицы, члены жены, облеченной в Солнце (имеется ввиду Церковь Иисуса Христа), в духе цари и священники! Прошу вас: блюдите сей небесный дар, данный вам самим Богом, Отцем всех светов! Не теряйте его из себя напрасно, ибо взыщет его Господь с вас в день посещения и мщения, как со всех не радевших о Нем или отступивших от сонма святых свидетелей Иисусовых».
В 1857 году царским правительством Максим Рудометкин был арестован и брошен в тюрьму монастыря на Соловецких островах в Белом море, на крайнем Севере России, но к этому времени, по подсчетам атеистов, в Российской империи уже было до миллиона молокан, которые создавали поместные евангельские общины. Расчет высших иерархов на то, что духоборы и молокане в резервации на необжитых землях не выживут, провалился. Из превращенных в щедрые плодородные нивы целинных степей Таврической губернии молокан и духоборов начали насильно переселять на Кавказ, в горную местность с суровым и неблагоприятным климатом, где никто не приживался. Но духовные христиане выжили и там, превратив необитаемый край в житницу, создавая и тут евангельские церкви.
На подготовленную почву — подготовленных сеятелей
Вот на такой обширной духовной ниве Божьей и призвал Бог потрудиться миссионеров Воронаева и Колтовича, чтобы организационно возглавить и объединить христианское пробуждение, поставить его на крепкое евангельское основание, придать новый импульс его развитию. И когда все это было совершено, пришли труднейшие испытания на верность Богу. Но Церковь их выдержала, выстояла в страданиях и победила, хотя многие братья и сестры погибли и замучены были, но Церковь приобрела драгоценный опыт.
Эстафету Воронаева и Колтовича подхватили мужи Божьи Афанасий Бидаш, Виктор Белых, Иван Левчук, Павел Егоренков, Яков Приходько, Иван Южаков, Александр Конради, Иван Федотов и многие другие, также защищавшие веру евангельскую в советских тюрьмах и концлагерях. К их труду присоединилось новое поколение христиан веры евангельской во главе с Георгием Бабием, Петром Новороком, Афанасием Мельником, Людвигом Голосинским, Михаилом Гордиенко, Петром Кузьмичем и многими другими братьями, которые тоже прошли горнило страданий в узах.
В условиях постоянных преследований, репрессий со стороны атеистической советской власти, когда Церковь вынуждена была действовать в подполье, она не могла иметь свою историю, как сокровищницу духовного опыта, как эстафету духовной борьбы, созидания, выполнения воли Божьей для спасения грешников. Необходимость воссоздания истории ОЦХВЕ стран СНГ и Балтии хорошо понимал начальствующий епископ Виктор Белых. Он первым положил в ее основание два крепких духовных камня — книгу своих воспоминаний «Под крестом за Христом» и поэтический сборник «».???
Они засвидетельствовали, что Братство окончательно вышло из подполья, хотя и отказалось от официальной регистрации. Пришло время проповедовать и рассказывать о своей вере на площадях, по радио и телевидению. Виктор Белых благословил на труд воссоздания истории пятидесятнического движения молодого тогда редактора журнала «Слово Христианина» Николая Усача, и в этом журнале начали появляться первые публикации на эту тему, которые позже превратились в книги.
— Меня вдохновило усердие историка Владимира Франчука,— вспоминает Николай Петрович.— Благодаря сотрудничеству с Академией наук Украины он получил доступ к архивам бывшего Комитета госбезопасности и познакомился со многими документами, отображающими деятельность Ивана Воронаева и его соратников. Он встречался с секретарем созданного Иваном Воронаевым Союза ХЕВ Игнатием Подлесным, который завещал брату Владимиру свои архив и библиотеку, а также с младшим сыном Ивана и Екатерины Афанасьевых — Иваном, которого разыскал в США.
Мы искреннее благодарны начальствующему епископу ОЦХВЕ Украины Георгию Бабию за поддержку наших поисков. В 2005 году я вместе с ним побывал в офисе «Ассамблеи Божьей» в Спрингфилде, штат Миссури, в их музее и архиве, где получил копии многих документов, связанных с миссионерской деятельностью Ивана Воронаева, движением ХЕВ и ХВЕ 20-30-х годов XX века, а также уникальные фотографии. А в 2006 году вместе со своей женой Светланой мы разыскали могилу Екатерины Воронаевой в США (Лос-Анджелес) и возложили цветы. К сожалению, никто не знает, где могила самого Воронаева, погибшего в советском концлагере.
— К воссозданию истории нашего Братства,— продолжал брат Усач,— присоединилось много читателей нашего журнала — бывших узников и свидетелей, дополняя большую захватывающую повесть о духовной борьбе и победах.
Великое лучше видится на расстоянии
Труд Ивана Воронаева и его соратников не стал только достоянием истории, а стал нашим непреходящим достоянием, продолжается в наши дни новыми поколениями христиан веры евангельской, которые с огромной благодарностью, любовью, уважением и признательностью помнят о героическом подвиге Ивана Воронаева и верных продолжателей его служения на новом этапе. Поэтому наши христианские конференции, посвященные 90-летию Ивана Воронаева в Восточной Европе, призваны показать преемственность труда на ниве Божьей, воодушевить и еще более духовно вооружить наших сестер и братьев по евангельской вере.
Мы выполняем этим заветы Божьи, следуя наставлениям апостола Павла, который говорил: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими». «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле» (Евр.13:9,8,7,3).
Брат Усач рассказал, что относительно названия конференции поступало очень много различных предложений: «90 лет ХВЕ», «90 лет возрождения Пятидесятницы — 90 лет движению ХВЕ», «90 лет братству ХВЕ», «90 лет миссионерскому служению Воронаева в бывшем Советском Союзе», «Пробуждение в Евангельском движении в связи с миссией Воронаева и Колтовича в СССР» и т.д. Но все они были неточны, ибо возрождение Пятидесятницы, хоть в меньших масштабах, но в этой части мира было и раньше, возрождение Пятидесятницы происходило и в других странах, а движение ХВЕ распространялось и в Европе, и в Америке, и в Азии, и в Австралии… Кроме того, речь ведь идет о конкретном событии, происшедшем 90 лет назад, которое уже потом получило огромное распространение. До начала миссионерского служения Воронаева движение христиан евангельской веры уже давно существовало… С учетом того, что многим не хотелось, чтобы в названии конференции упоминалось название распавшегося тоталитарного атеистического государства, пришли к названию «90 лет миссионерскому служению Ивана Воронаева в Восточной Европе».
Как секретарь Правления ОЦХВЕ стран СНГ и Балтии, Николай Усач уже поспособствовал проведению юбилейных конференций в Беларуси (города Минск и Слуцк), в городах Кривой Рог, Горловка, Татарбунары. Запланировано проведение конференций в России (Москва, Малоярославец, С.-Петербург и Калининград), Литве (Вильнюс, Каунас), в Украине (Киев, Одесса, Винница), в Латвии, Бельгии, Германии, Израиле.
Василий Трофименко, журнал «Слово Христианина» №3-2011 (сокращенно)
Опубликовано с разрешения автора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий