Силлабусы:



Предмет:  «ПАСТОРСКОЕ ДУШЕПОПЕЧЕНИЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
Преподаватель:  Сергей Селецкий, (Th.M), (соискатель - Ph.D)
Контакт: seletsky@bk.ru;                                

«Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:1,2).
     Как уже многие начали составлять пособия по  пасторскому душепопечению и консультированию   -  то рассудилось и мне, исследовав всё с начала, по порядку изложить вам возлюбленные, основы «душепастырства»[1], чтобы вы узнали твердое основание того ответственного служения, в котором и были наставлены искренно любящими Господа и исполненными Духа Святого служителями Слова (Лук.1:2).  
     В настоящее время пасторы, диаконы, евангелисты и христианские работники разных направлений сталкиваются в своей практике с множеством духовных, психологических и физических проблем, как среди мирян, так и среди народа Божия. Зачастую эти проблемы связаны с оккультизмом и трудностями духовного роста, приспособлением личности и сферой отношений. Так же, это возрастные кризисы и такие социальные патологии, как  крушение брака, различного рода зависимости и др. Эти вопросы трудно или почти невозможно решать в рамках традиционной проповеди, без пасторского вмешательства. И даже когда это происходит, предполагается,  что  душепопечение заключается  лишь  в  том, чтобы дать совет; объяснить,  что  есть норма или изложить  библейскую истину. Хочу заметить, иногда много вреда приносится  тем,  что пастора путают душепопечение с исповеданием или проповедью. Приступают к решению сложных вопросов, не имея ведения от Святого Духа. Ведь в таких вопросах пастору без ведения не обойтись. «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал.2:7).
     Основой душепопечения является только одно – любовь. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:34,35).
     Один проповедник сказал: „Церковь — прекрасная идея, если бы не люди, которые ее составляют". Сравнивая Церковь с Ноевым ковчегом, он продолжал; „Если бы не шторм снаружи, то мы бы не вынесли запаха внутри"[2]. Известный гарвардский психолог Гордон Эллпорт назвал любовь «несравненным, сильнейшим психотерапевтическим средством». Он добавлял при этом, что христианская Церковь знает об этом гораздо больше других, больше, чем весь светский мир, но, к сожалению, «уже давно … не может претворить учение на практике». Если бы любовь Божья текла через нас так, как это должно быть на самом деле, и достигала других людей по-настоящему, то результаты были бы поразительными. Но любовь связана с риском. Она требует времени, усилий и часто стоит нам больших неудобств. Вот почему мы много говорим о любви, но делаем слишком мало, чтобы проявить ее[3].
     Так же, хотелось бы отметить, что в некоторых церквах до сих пор не сформировался институт душепастырства и эта область отечественного евангельского богословия остаётся пока ещё не систематизированной. Следовательно, широкий круг выше перечисленных проблем составляет предмет особого служения — пасторского душепопечения и консультирования, выделившегося из многообразия служений в церкви. Ибо как «масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим» (Притчи 27:9).
     Пособие познакомит читателей с важнейшими библейскими положениями и понятиями, основными библейскими подходами и методами. Вы познакомитесь с мнениями всемирно известных христианских душепопечителей. В нём изложены универсальные принципы этого служения, а не какой-то один теоретический подход. Чем это учебное пособие отличается от других? Отвечу просто – оно не психологизированно. Что именно я имею в виду, вы поймёте, прочитав его до конца.
     Пособие может служить учебником для студентов христианских вузов, семинарий и библейских школ. Для них особенно будут полезны знания об условиях установления и поддержания контакта с подопечным, о духовном и психологическом понимании основных человеческих проблем. Надеюсь, эта информация будет актуалена и для священнослужителей, уже работающих в области пасторского консультирования и духовной помощи. Она поможет им усовершенствовать профессиональные навыки, легче преодолевать возникающие в служении проблемы, более гибко применять свои познания на практике. Наконец, рассчитываю и на интерес тех рядовых читателей, чьё сердце горит для служения тем, кто нуждается в помощи.
      С сердечными молитвами о вас, Сергей СЕЛЕЦКИЙ
Аккерман, 2011г.
Цель курса:
Дать студентам обзорное представление об основах, библейских принципах, практических методиках и задачах  душепопечения в церкви, а так же о важности служения пастора, как консультанта-душепопечителя в кризисных ситуациях.
Задачи курса:
1.     Дать обзор ключевых определений, терминов и понятий душепопечения и пасторского консультирования;
2.     Показать библейское основание душепопечения и познакомить с современной историей пасторского консультирования;
3.     Познакомить студентов с библейским пониманием структуры человека;
4.     Познакомить студентов с основами, принципами и практикой пасторского душепопечения;
5.     Познакомить студентов с частными вопросами душепопечения: гнев, обида, стресс, депрессия и т.д.;

Требования курса:
1.     Посещение занятий
2.     Ведение конспекта
3.     Участие в обсуждении темы
4.     Практические занятия
5.     Написание письменной работы
6.     Сдача экзаменационного теста
Учебная нагрузка:
1.     18 часов лекций………………………………………40%
2.     Письменная работа………………………….….…15%
3.     Практика (+ письменный отчёт)……………..15%
4.     Чтение рекомендуемой литературы………30%

Оценивание курса:
1.     Практическая работа……………………………… 30%
2.     Экзаменационный тест…………………………… 40%
3.     Чтение рекомендованной литературы…..30%

Письменная работа:
Написание письменной работы используя минимум 5 источников рекомендованной литературы. Объём работы должен составлять  20 - 25 стр., печатного текста в соответствии с современными требованиями КБИ.

ПЛАН КУРСА:
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

Раздел 1 - ПАСТОРСКОЕ ДУШЕПОПЕЧЕНИЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ЦЕЛЕЙ 
Раздел 2 - СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАСТОРСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Раздел 3 - БИБЛЕЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?
Раздел 4 - ДУШЕПОПЕЧИТЕЛЬСТВО ЛЮДЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА
Раздел 5 - ОТВЕРЖЕНИЕ И ЖИЗНЬ «ПО-СВОЕМУ»
Раздел 6 - БОЖИЕ СРЕДСТВО ИСЦЕЛЕНИЯ
Раздел 7 - ОСНОВЫ ДУШЕПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Раздел 8 - ПРАКТИКА ДУШЕПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Раздел 9 - ПОСЛЕДУЩИЕ ВСТРЕЧИ
Раздел 10 - ФОРМЫ ЗАЩИТЫ – «МАСКИРОВКИ»
Раздел 11 - СЛУЖЕНИЕ ДОБРОВОЛЬЦЕВ
Раздел 12 - УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ УРОВЕНЬ НУЖДЫ

ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ

Добрачное и семейное душепопечительство
Замкнутый круг страха
Прощение
Путь вины
Ловушка совершенства



[1] "Душепастырство"- термин которым с IV века пользовались Иоанн Златоуст и Григорий   Богослов. 
[2] Хагс Селвин. «Друг в нужде». Пер с анг. СПб.: «Библия для всех»,1994. – С.12
[3] Там же – С.4


Силлабус:

Предмет:  «Послание к Евреям»
Преподаватель:  Сергей Селецкий, (Th.M), (соискатель - Ph.D)
Контакт: seletsky@bk.ru;                                

     Послание Евреям составляет значительную и важную часть новозаветного канона. В неповторимой манере превозносятся в нем Личность и дело Господа Иисуса Христа. И потому им вносится бесценный вклад в доктрины о Его воплощении, Его заместительной смерти и Его священстве. Среди других истин, постижению которых весьма способствует это послание, - истина о взаимосвязи между Новым и Ветхим заветами и толкование последнего, а также истина о жизни по вере. Без учения, содержащегося в этой Богодухновенной книге, Церковь была бы неизмеримо беднее.

Цель курса:
Дать студентам обзорное представление о богословских и практических принципах служения веры, заложенных в Послании к Евреям.
Задачи курса:
1.     Дать обзор ключевых определений, терминов и понятий еврейской культуры и обычаев;
2.     Показать библейское основание и цель написания послания; познакомить с  историей спасения Израиля (автор, адресаты, и т.д.);
3.     Познакомить студентов с библейским пониманием служения Иисуса Христа на земле и на небе;
4.     Познакомить студентов с основными истинами и практическими советами, изложенными в Послании;
5. Познакомить студентов с частными вопросами и спорными местами в послании и т.д.;

Требования курса:
1.     Посещение занятий
2.     Ведение и заполнение опорного конспекта
3.     Участие в обсуждении темы
4. Написание письменной работы
5. Сдача экзаменационного теста
Учебная нагрузка:
1.     18 часов лекций………………………………….......……40%
2.     Письменная работа………………………….….…30%
3.     Чтение рекомендуемой литературы………30%

Оценивание курса:
1.    Практическая исследовательская работа……………………… 30%
2.    Экзаменационный тест…………………………… 40%
3.    Чтение рекомендованной литературы…..30%

Письменная работа:
Написание письменной работы используя минимум 5 источников рекомендованной литературы. Объём работы должен составлять  20 - 25 стр., печатного текста в соответствии с современными требованиями КБИ.

ПЛАН КУРСА:
Часть 1
Богословская 1:1 - 10:18

Гл. 1 – Превосходство Христа над ангелами и пророками 
Гл. 2 – Превосходство священства Христа
Гл. 3 – Превосходство Христа над Моисеем
Гл. 4 – Вход в покой веры
Гл. 5 – Христос – Верховный первосвященник
Гл. 6 – Превосходство первосвященнического служения Христа
Гл. 7 – Священство Мелхиседека – прообраз Христа
Гл. 8 – Христос – истинное и совершенное святилище и лучший завет
Гл. 9 – Христос – превосходящая Жертва
Гл. 10 – Полное искупление посредством Жертвы Христа

Часть 2
Практическая
10:19 – 13:25

Гл. 11 – Вера и герои веры
Гл. 12 – Духовные поборники и христианское поприще
Гл. 13 – Призывы и ободрения, замечания личного характера, благословения





Силлабус:

Предмет:  «Пасторология»
Преподаватель:  Сергей Селецкий, (Th.M), (соискатель - Ph.D)
Контакт: seletsky@bk.ru;    


 «После сотен лет поиска наконец был найден совершенный пастор.

Это пастор, который нравится всем. Он проповедует ровно 20 минут, а затем садится.

Он осуждает грех, но никогда не наступает людям на их любимую мозоль.
Он работает с 8-00 до 22-00, выполняя всё сам: 
от подготовки проповеди до подметания полов.
Церковь платит ему очень маленькую зарплату, 25% которой он отдаёт обратно на церковные расходы. Ездит Он на машине последней модели. Покупает множество книг. Носит дорогую одежду. Имеет прекрасную семью. Он всегда готов внести вклад в любое доброе дело и даже помочь нищим, проходящим мимо 
церкви по пути куда-то. Ему 36 лет, и он проповедует уже 40 лет.
Он высокого роста, но низковат. Коренастый, но худоват и очень красив.
Его глаза голубые или карие (в зависимости от ситуации). Волосы разделены посередине пробором, слева – черные и прямые, справа – светлые и вьющиеся. Он имеет страстное желание работать с молодёжью, но всё своё время проводит с пожилыми членами церкви.
Он улыбается во всякое время, сохраняя при этом строгий вид, потому что у него превосходное чувство юмора, которое обнаруживает его серьёзную преданность труду. Он делает 15 звонков в день членам церкви
 и всегда находится в своём кабинете, если понадобится.
К СОЖАЛЕНИЮ СОВЕРШЕННЫЙ ПАСТОР  «СГОРЕЛ» НА РАБОТЕ
И УМЕР В ВОЗРАСТЕ 32 ЛЕТ…»

                                                                                             (Автор не известен)

 

 Описание курса:

     Данный курс направлен на изучение студентами особенностей пасторского служения. Курс включает в себя определение понятия христианского пастора, распознавания в человеке пасторского призвания, изучение духовных, нравственных и исполнительных черт пастора, а также отношение пастора к другим служителям и членам церкви.

I. Цели курса:

А. Когнитивные или познавательные цели:

1. дать студентам знания, кто такой христианский пастор;
2. какими чертами должен обладать христианский пастор
;
3. какую работу должен совершать пастор над собой
;
4. как пастор должен выполнять духовную работу
;
5. как
ие взаимоотношения должны быть у пастора с другими людьми.

Б. Афективные
или настраивающие цели:
1. внушить студентам понимание того, что пасторское служение, это большое призвание и большая честь;
2. вызвать у студентов правильное желание стать на путь пасторского служения
;
3. вызвать у студентов желание работать над собой, готовясь
к пасторскому служению.

В. Практические цели:
1. помочь студентам распознавать в себе пасторское призвание (если оно есть)
;
2. начать формировать дух студентов, как христианских пасторов.

II. Учебная нагрузка:
На степень бакалавра (3 кредита):

1. Классные занятия _____________________________________________20 ч.
2. Обработка литературы на тему __________________________________480 ст.
3. Написать аннотацию на прочитанную литературу __________________4 ст.
4. Письменная работа ____________________________________________14 ст.

III. Оценивание курса:
А. Ежедневные тесты _________________________________________________20%
Б. Аннотация на прочитанную литературу _______________________________ 20%
В. Курсовая работа ___________________________________________________ 30%
Г. Заключительный экзамен ____________________________________________30%

IV. Домашнее задание:

А. Чтение:
Студент должен внимательно проработать не менее 480 страниц заданной литературы на соответствующую тематику из не менее, чем 5 источников. Из приведенных книг студент должен выбирать материал, который касается данного курса.
Б. Письменные работы:
1. Написать аннотации (отзывы) на прочитанную литературу. Объем - не менее 4-х печатных страниц.
2. Написать письменную работу объемом 13-15 страниц компьютерным или машинописны
м текстом с двойным интервалом.
В. Примечания:
1. При знаниях менее 70 баллов студент должен выполнить дополнительное задание, или пересдать экзамен.
2. При знаниях ниже 50 баллов студент должен повторно пройти курс.
3. При написании письменных работ от руки объем должен быть в полтора раза больший от печатного.



ПЛАН КУРСА

 Часть 1. ОСНОВЫ  ЦЕРКВИ  НОВОГО  ЗАВЕТА
-     Значение слова "церковь"
-     Символы Церкви
-     Как созидается Церковь
-     Метод роста
-     Цель собраний
-     Принципы роста Церкви

Часть 2. ПРАКТИКА НОВОГО ЗАВЕТА
-    Структура местной церкви
-     Руководящие должности
-     Служения  для Новозаветной Церкви
-     Служение пресвитера
-    Диаконы
-    Диакониссы
-     Другие должности в Церкви

Часть 3. СЛУЖЕНИЕ ПАСТОРА
-     Что значит быть пастором?
-     Библейские примеры пасторов
-     Задачи доброго пастыря

Часть 4. ПАСТОР КАК РУКОВОДИТЕЛЬ
-     Библейское представление руководителя
-     Требования к духовному руководителю
-     Природные качества
-     Духовные качества
-     Как руководить людьми

Часть 5. ТРУДНОСТИ ПАСТОРСКОГО РУКОВОДСТВА
-     Разрешение конфликтов
-     Распределение времени
-     Определение нужд
-     Личные качества руководителя
-     Трудности в служении пастора
-     Преимущества пастора

Комментариев нет: