Я вижу Свет
… Я встретил юношу, читающего книгу. Он тихо поднял взор – и вопросил меня, О чём, бродя один, так горько плачу я? И я в ответ ему: «Познай мой жребий злобный: Я осуждён на смерть и позван в суд загробный – И вот о чём крушусь: к суду я не готов, И смерть меня страшит». «Коль жребий твой таков, – Он возразил, - И ты так жалок в самом деле, Чего ж ты ждёшь? Зачем не убежишь отселе?» И я: «Куда ж бежать? Какой мне выбрать путь?» Тогда: «Не видишь ли, скажи, чего-нибудь?» - Сказал мне юноша, даль указуя перстом. Я оком стал глядеть болезненно-отверстым, Как от бельма врачом избавленный слепец. «Я вижу некий свет», - сказал я наконец. «Иди ж, - он продолжал, - держись сего ты света; Пусть будет он тебе единственная мета, Пока ты тесных врат спасенья не достиг, Ступай!» - И я бежать пустился в тот же миг. (А.С. Пушкин).
В этом повествовании вы узнаете о деяниях Живого Бога и реальных событиях, которые пережили двое молодых людей, более чем 18 лет тому назад.
До обретения вечной жизни, Дмитрия преследовал страх смерти, и он боялся неожиданно умереть. Он не знал, что будет после смерти, конец или начало? Дмитрий испытывал ужас при одной только мысли: «Неужели Мир окружающий меня, так ограничен? Неужели смерть - это конец всего?». Желание узнать, что будет там за чертой, не оставляло его. Испытывая непонятную для него в то время, внутреннюю пустоту, он пытался её чем-нибудь заполнить, что в принципе и делали все окружающие его сверстники, правда каждый как мог. Дмитрий был из тех, о ком говорили: «Из благополучной семьи». Но это можно было сказать только на первый взгляд, потому что проблемы в его семье, совсем не отличались от проблем большинства семей того времени. Его отец любил выпивать и очень часто унижал свою жену и сына. Дмитрию не было с кем поделиться своими проблемами, и он чувствовал себя совсем одиноким. С детства варясь в этом порочном котле у Дмитрия выработалось стойкое отвращение к порокам своего отца. Поэтому он старался воздерживаться от курения, алкоголя, наркотиков и блуда. Учился хорошо, увлекался спортом, восточной философией, много читал на духовные темы. Но это никак не могло заполнить тот внутренний вакуум, который испытывала его жаждущая душа.
Жизнь казалась пустой и бесцельной.
Но один случай перевернул всю его жизнь. Это было летом 1990 года. Ночью, во время его дежурства, - а он работал фельдшером на скорой помощи, - поступил вызов на «03»: «Машина сбила пешехода, и водитель скрылся с места происшествия». По прибытии на место, Дмитрий увидел ужасающую картину, которая произвела на него неизгладимые впечатления. В полумраке неосвещённой улицы, посредине проезжей части, лежал молодой парень, лет двадцати, глаза его были широко открыты, а во лбу была зияющая рана размером с ладонь. Его руки были свободно раскинуты по сторонам. Казалось, что он просто лёг отдохнуть. Лицо его выражало огромное удивление, как будто он увидел нечто неизвестное…. Это была мгновенная смерть. Недавно прошёл дождик; по асфальту пробегали матовые блики от далёких фонарей и вся обстановка как бы говорила, что время на Земле, для этого человека, остановилось и изменить уже ничего нельзя.
До того момента Дмитрий видел много смертей, но именно тогда он понял, что смерть это реальность, и на его месте может оказаться каждый, да и он сам. Это секундное озарение сначала вызвало в его сердце непонятную тревогу, а затем желание искать выход из этого тупика. «Бог есть и управляет всем - это факт», - подумал он, посмотрев на чистое звёздное небо. Спустя время, Дмитрий признавал, что хотел затаить все переживания той ночи глубоко в своём сердце.
В то время он дружил с прекрасной девушкой, которую зовут Наташа. В противоположность Дмитрию она была прямолинейна и коммуникабельна. Наталия - смелая, преданная и справедливая девушка, со стройной фигурой, карими глазами и длинными тёмными волосами. Как обычно, такие истории заканчиваются одинаково. В скорости наступает разлука и дружбе приходит конец. И в правду, через пару месяцев их ожидала двухлетняя разлука, так как Дмитрию пришла повестка из военкомата на призыв в Вооружённые силы. Как неудивительно, но Наташа пообещала Дмитрию, что будет ждать его из Армии.
Наша история тут бы и закончилась, если бы не поворот судьбы. Прошёл год воинской службы, двери для проповеди Евангелия открылись и в той в/части где служил Дмитрий. Он вспоминает: «В одно летнее солнечное воскресенье, приехали евангелисты одной из поместных евангельских церквей. Они проповедовали Евангелие и показали фильм «Иисус». Это было большое событие для в/части, после периода атеизма». Когда вспоминаешь этот период истории нельзя не согласиться с Ф. Бэконом, который писал: «Атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ провалится». Для Дмитрия было весьма удивительно видеть Замполита в/части, который с большой жаждой слушал каждое слово проповедника и был очень доволен, когда верующие подарили ему Библию. Дмитрий почувствовал нечто родное с этими людьми и уже точно понимал: «Спасение только в Боге!». Он рассматривал своё покаяние как одно из будущих событий в своей жизни. Но иногда задумывался, как к этому отнесётся Наташа?
Я думаю, что нельзя оставить без внимания один из эпизодов, который как думает Дмитрий, был хорошим толчком на его пути к покаянию. Как гласит армейская поговорка: «Солдат спит – служба идёт». Тот день начался, как и все другие, правда, на душе у Дмитрия было немного тревожно. Буквально на днях в его части случилось «ЧП». Один из молодых солдат, получив письмо от любимой девушки, - где она ему сообщила, что выходит замуж за другого парня, -покончил со своей жизнью через повешение. До этого случая, Дмитрий совсем не думал о том, что Наташа может его не дождаться. Но тогда, было над чем поразмыслить, и в сердце невольно стали закрадываться опасения. «Иди скорей на КПП! К тебе гостья!» - сказал, улыбаясь, помощник дежурного. Это точно Ната, - сказал сам себе удивлённый Дмитрий. Странно. Не зная чего ему ожидать, он быстрыми шагами пошёл к КПП. Увидев Наташу, он очень обрадовался. Говорили о разных вещах, но всё-таки подошли к основной теме. «Ты, наверное, не просто так приехала?» - спросил Дмитрий, смотря прямо в Наташенькины карие глаза. «Да, конечно. Я хочу тебе сказать нечто очень важное. Это касается нас обоих», - сказала потупив взор девушка и сразу замолчала. В сердце у Дмитрия тюкнуло, а в горле пересохло. Чем дольше длилась пауза, тем сложнее было говорить дальше. По её жестам было видно, что она боялась продолжать, так как не знала, как он отреагирует. «Ну! Я тебя слушаю, - сказал Дмитрий, довольно резко. - Говори! Ты же не для того приехала в Николаев, чтобы молчать!». Обстановка накалилась до придела. Наташа собралась с силами и тихо сказала: «Я покаялась, и буду принимать водное крещение. Я хочу служить Иисусу Христу. Ты не против?». «Ху-х! – громко выдохнул Дмитрий. - И это всё что ты хотела сказать?». «Ну да - конечно принимай!» - с нескрываемой радостью сказал он. «Слава Богу, что это Иисус Христос, а не кто-либо другой», - подумал Дмитрий, и улыбнулся. Дмитрий был просто ошеломлён, когда узнал, что Наташа постоянно молится о нём Богу. Что она точно знает, что когда прейдёт его время, он так же отдаст своё сердце Богу и они будут вместе служить Иисусу.
Теперь Дмитрий был полон желания посвятить свою жизнь Господу. Он начал тайком молиться и на солдатскую зарплату купил свою первую Библию. Эта большая, в коричневой обложке Библия, до сих пор занимает своё почётное место на книжной полке Дмитрия, как напоминание о первых попытках познания Творца.
Время пролетело очень быстро. Вот уже и «дембель». На то время уже старшина, Дмитрий сидел на кушетке в медпункте и читал маленький Новый Завет. «Господи! Ты живой Бог! Я хочу уволиться в запас самым первым и поскорее приехать домой. Из этого я узнаю, что ты любишь и слышишь меня», - неожиданно для самого себя прошептал Дмитрий. Что-то странное произошло. Дмитрий почувствовал, как его слова вырвались из его сердца и полетели вверх. После сего, минуты через две, широко распахнулась дверь медпункта. Улыбаясь, вошёл его начальник, майор м/с Шаповалов. «Так! Получай обходной лист! Командир подписал приказ о твоём увольнении в запас! Ты увольняешься самым первым!» - торжественно отрапортовал Шаповалов. Дмитрий сидел недвижим с выражением большого восхищения, потому что уволиться первым в его части было практически невозможно. «Что ты сидишь? Надеюсь с тобой всё в порядке?»– удивлённо спросил начальник. Дмитрий не мог двинуться с места от счастья. Нет, он не радовался от того, что увольняется в запас. Он радовался от того, что Бог знает его, и слышит его молитвы. Об этом случае Дмитрий вспоминал много раз, когда рассказывал, как Бог может мгновенно ответить на искреннюю молитву.
Дмитрий вернулся в родной город Аккерман, и первым делом, по приглашению Наташи, пошёл на богослужение в евангельскую церковь. Там он увидел искренний народ Божий. Но самое главное, там он покаялся перед Богом и обрёл самый великий дар, - это жизнь вечная. «Как бут-то тяжёлый камень свалился с моей души. Я начал смотреть на окружающий меня мир совсем другими глазами. Я больше не чувствую себя одиноким. Я почувствовал свободу от греха, которую мне даровал сам Христос!» - радуясь, рассказывал всем, спасённый, новый Дмитрий. И теперь он не боится умереть. Его жизнь наполнилась сердечным покоем, смыслом и твердой надеждой на будущее. После покаяния сердце Дмитрия наполнилось такой небесной любовью, что он был готов расцеловать любого цыгана на улице. Позже он выразил свои чувства в стихах.
Совершилось спасение Мира, Божий Сын на Голгофу взошёл,
И я - червь, прозябающий в Мире, в Иисусе, смысл жизни нашёл
Думал, счастье найду и без Бога, в тёмный омут стремилась душа
Блеск наживы, веселье и хохот - мне казалось, что жил не греша
Но в внутри, говорило мне что-то: «В небо взгляни, там отрада твоя!»
Сердце вдруг наполняла тревога, и тоска удручала меня
Сердце ныло: «А может быть кто-то, там с небес наблюдает за мной?
Не сокроется злая дорога...». Может, также и было с тобой?
Слово жизни, мне душу пронзая, вдруг открыло тот истинный путь,
Путь живой, что ведёт меня в небо.
Я вскричал: «Но послушай меня кто-нибудь!»
Я нашёл Иисуса - поверьте! Он везде окружает меня.
Не страшно мне дыхание смерти. Не боюсь я геенны огня!
Он во мне и я в нём - это счастье! Аллилуйя! Осанна пою!».
Полный радости, даже в ненастье, я покой, лишь во Христе нахожу!
А Дмитрий и Наташа, конечно продолжили свой совместный путь, получив Божье благословение в христианском браке. Сейчас у них трое сыновей. Только спустя много лет, когда стал священнослужителем, Дмитрий в полной мере понял настоящую глубину переживаний молодой девушки, которая хотела приобрести Христа и не потерять любимого человека. Понимая, что не может связать свою судьбу с неверующим, она сделала правильный выбор. Она отдала свою жизнь Иисусу, и стала в молитвенном проломе за своего любимого, не смотря на противоречивые советы и мнения её родных-верующих. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1).
Да, Бог ответил и продолжает отвечать, а Дмитрий этому живой свидетель. Супруги не перестают удивляться, как Бог чудным образов вошёл в их жизнь, спас и соединил в счастливом христианском браке. С Богом хорошо, и это бесспорно. Я весьма согласен с мнением Л.Н. Толстого: «Тот человек, цель которого собственное счастье, - дурен; тот, цель которого мнение других, - слаб; тот, цель которого счастье других, - добродетелен; тот же, цель которого Бог, - велик».
Но жизнь продолжается и в заключение этого повествования я хочу рассказать об ещё одном важном событии. Не так давно Дмитрий ехал в автомобиле вместе со своим сыном. Когда машина потеряла управление, они уже поравнялись со старым ветвистым орехом, который рос на обочине дороги. Все было как в замедленном кинофильме, и им ничего более не оставалось, как наблюдать за «приближающимся» зеленеющим деревом: в которое они и врезались. Когда всё закончилось, оказалось что все живы и невредимы. Только машина была сильно разбита, - впоследствии мастер СТО сильно удивлялся, что ни кто не пострадал. И тогда Дмитрий ещё в большей мере осознал, что уже не боится умереть.
Но самое важное, что теперь Дмитрий точно знает, - если ему и придётся умереть, он попадёт в Царство Небесное и будет вечно с Христом!
Сергей Селецкий
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О НАШЕМ ГОРОДЕ
Бе́лгород-Днестро́вский (укр. Білгород-Дністровський, рум. Cetatea Albă; до 1944-го - Аккерман) - город в Одесской области Украины, административный центр Белгород-Днестровского района. Население составляет 51,0 тыс. жителей (2005). В Белгороде-Днестровском находится знаменитая Белгород-Днестровская средневековая крепость. Белгород - древнейший город Днестровского-Прутского междуречья, расположенный на правом берегу Днестра в 20 километрах от Чёрного моря.
Древний период
Исторические и археологические материалы подтверждают существование самых ранних этапов его развития: позднеклассического и эллинистического времени (VI век до н. э. - I век н. э.), римского и позднеантичного времени (I век - IV век). Основанный в VI веке до н. э. милетскими греками в устье полноводного Тираса (Днестра), город, названный Тирой, играет значительную роль в торговле колонистов с населением Нижнего Поднестровья и Подунавья. Этот рабовладельческий полис с олигархической формой правления имеет тесные взаимоотношения с Афинами, Милетом, Фасосом, Лесбосом, Коринфом, Родосом, Истрией, Ольвией и др.
В середине I века до н. э. Тира подчиняется Буребисте - «первейшему и самому великому среди царей Фракии и обладателю всех земель по обе стороны Дуная», а в результате западной экспансии Римской империи она включена в середине I век н. э. в состав провинции Мeзия. Мирная жизнь процветающего города резко прерывается во второй половине III века после его разгрома готами, а во второй половине IV века оставшаяся часть населённого пункта погибает при пожаре, возможно, во время нападения гуннов.
IV - XIII века
К сожалению, история ранне-средневекового поселения до сих пор остаётся неясной. Некоторые предполагают, что на развалинах древней Тиры славянские племена антов основывают своё жилое образование. Другие считают, что на тех же руинах строят свою «даву» гето-даки. Кто-то убеждён, что в VII в. поселение, покорённое Аспарухом, входит в границы Первого Болгарского царства. Можно прочесть о славянских племенах тиверцев и уличей, основывающих здесь во второй половине 1-го тысячелетия город Белгород, имеющий особое значение в обороне Киевской Руси. По мнению ряда историков, в X в. через Белгород пролегал путь воинов Олега, Игоря и Святослава. Также встречаются утверждения, что после распада Киевской Руси Белгород (Фехервар) принадлежит какое-то время Венгерскому королевству, а затем входит в состав Галицко-Волынского княжества, где остаётся до татаро-монгольского нашествия.
Но необходимо отметить, что в настоящее время нет точных научных данных, проливающих свет на историю города в VII - начале XIII вв. Противоречивость источников, ономастические головоломки и разногласия исследователей в связи с датированием археологических находок - все это затрудняет изучение особенностей генезиса и эволюции средневекового поселения. Можно усомниться и в попытках идентификации Белгородской цитадели с заброшенной крепостью Аспрон, упомянутой в середине X в. Константином Багрянородным. Даже если допустить, что Аспрон - это Белгород на Днестре, «заброшенной» крепостью в X в. может быть, скорее всего, античное укрепление Тиры. Также нельзя точно сказать, относятся ли «Армукастру» и «Аклиба», обозначенные на карте 1154 г. арабского географа Идриси, к городу на Днестровском лимане. Очень краткой информацией ограничивается Причерноморская Днестровско-Дунайская экспедиция Института Археологии Академии Наук УССР, снаряжённая в 1977-1980 гг. для поиска средневекового славянского слоя в Белгороде. Что же касается самого раннего здешнего золотоордынского археологического материала, то он датируется концом XIII в.
XIII - XIV века. Золотая Орда и генуэзцы
Лишь начиная с XIV в. можно говорить о точном упоминании итальянской торговой фактории в устье Днестра под всевозможными названиями: Мо(н)кастро, Монте Кастро, Аспрокастро, Алби Кастри, Белгород, Аккерман и др. И все же некоторые исследователи настаивают на конце XIII в., когда появляются сведения о Мальвокастро и Маурокаструме. Поскольку авторы очерка принимают во внимание гипотезу существования двух разных городов в устье Днестра (Белого Города и Чёрного Города), то всю информацию о Мальвокастро-Маурокаструме они относят к дублёру Белгорода.
Известно, что правители Золотой Орды, достигавшей во второй половине XIII в. - первых десятилетиях XIV в. дельты Дуная, содействуют основанию северно-причерноморских итальянских факторий. После Нимфейского договора 1261 г., заключённого с Никейским монархом Михаилом VIII Палеологом, и, возможно, после частных соглашений с монгольскими ханами генуэзские купцы проникают в черноморский бассейн и в низовья Дуная.
Белгород становится одним из самых крупных портов Генуэзской республики, часто посещаемым и византийцами, в круг торговых отношений которых входят все дунайские и причерноморские фактории. Отметим, что градостроительная специфика золотоордынского Белгорода сродни восточно-византийской. Другая особенность города - это отсутствие близко расположенных сельских поселений.
Сегодня историки ещё не зафиксировали с достаточной точностью начало молдавского периода в Белгороде. При самом строгом подходе к историческим фактам можно утверждать, что первое упоминание его в составе Молдавии содержится в Привилее Александра Доброго львовским купцам 1408 г. Но существует целый ряд косвенных доказательств, указывающих на более ранний срок:
1) титул господаря Романа I Мушата (1391—1394 г.г.): «воевода обладая Землёю Молдавскою от планины до брегу моря» и «воевода Молдавский и дедич всей земли волошской от полонины аже до брегу моря» (территориальная целостность княжества, включающего морское побережье, невозможна без владения Белгородом);
2) упоминание Белгорода среди болгарских и валашских городов в списке, датированном 1388 -1394 г.г., составленном главой русской церкви митрополитом Киприяном: «На усть Днестра над морем Белгород, Черн Яскыи торг на Пруте реце. Романов торг на Молдове. Немечь в горах. Корочюнов камен. Сочява, Серет, Байя. Чечунь. Коломыя. Городок на Черемоше. На Днестре Хотень. А се болгарскыи и волоскыи гради»;
3) перенос последнего отрезка торгового пути Львов-Черное Море с левой стороны Днестра на его правую сторону примерно в 1380 г., с одновременным изменением названия «татарский путь» на «молдавский путь». Естественно, это событие могло иметь место лишь после вхождения Белгорода в состав Молдавии.
Ранее 1380 г. ситуация остаётся неясной. Заслуживает внимания оригинальная гипотеза О. Гурки, согласно которой Белгород («clavis Litvaniae» - «ключ Литвы») отвоёван у литовцев. Не исключено, что до конца 1374 - начала 1375 гг. городом по распоряжению великого князя Ольгерда, изгнавшего татар из Подолии после битвы на реке Синюхе (Синие Воды) в 1362 -1363 гг., правит представитель литовской династии Юрий Кориатович.
Конец правления золотоордынских ханов в Белгороде можно отнести к концу VI - началу VII десятилетия XIV в.
XIV - XV века. Под властью Молдавии
Другая интересная гипотеза принадлежит П. П. Бырне, предположившему, что город мог войти в состав Молдавского княжества между 1375 и 1386 гг., когда правителем Белгорода и всей Параталасии (будущего морского региона Молдавского княжества) был некий Константин (в одном из документов Каффской массарии, хранящемся в Генуе, говорится, что был он перед «Петром воеводой»). Это же имя встречается и в других средневековых источниках.
Но самая аргументированная, на взгляд авторов очерка, гипотеза принадлежит Шт. С. Горовею, считающему, что Молдавия могла захватить Белгород в 1377-1378 гг., скорее всего у литовцев, с которыми имела серьёзный военный конфликт в 1377 г.
С момента включения в состав Молдавии город представляет собой привилегированную общину, имеющую право чеканки собственных монет. На них были вычеканены греческое название города и государственный герб в виде головы тура.
Консолидация Молдавского государства путём объединения небольших валашских княжеств и воеводств между Восточными Карпатами и Чёрным Морем потребовала создания мощной оборонительной системы. Опасность со стороны Золотой Орды и Венгрии обусловила политическое сближение Молдавии с Польшей: присяга, принесённая молдавским господарём Петром I Мушатом в 1387 г. польскому королю Владиславу II Ягеллону, означала обеспечение государственной безопасности и начало серьёзного оборонного строительства.
Крепость
Продуманная сеть укреплений прикрывала главные пути, ведущие в глубь Молдавского княжества: с севера и северо-востока - Сучавская, Немецкая, Хотинская, Хмелевская и Цецинская крепости, а с юго-востока - Белгородская крепость. Не исключено, что последняя могла быть возведена по приказу первых мушатинов в момент организации обороны черноморского побережья.
Несмотря на то, что Любовлинский договор 1412 г. устанавливает польский сюзеренитет над Белгородом, город остаётся de facto во владении Александра Доброго. Похоже, что после турецкой осады 1420 г. последовали серьёзные оборонительные работы в крепости, проделанные под наблюдением губернатора Подолии Гельдигольда при помощи литовского князя Витольта.
В середине XV в. Белгород втянут в междоусобный конфликт сыновей Александра Доброго - Ильяша I и Стефана II. На какое-то время он становится господарской резиденцией и столицей Нижней Молдавии. Греческий хронист Лаоник Халкокондилас называет эту страну «Чёрной Богданией», имеющей стольный град в «так называемом Леукополикнисе (Белом Городе.)».
Новые работы по перестройке крепости разворачиваются в 1440 г. при Стефане II. Затем она укрепляется в 1454 г. при Александре II (Алексэндреле): военачальник Станчул оснащает существующие стены мощными приспособлениями для пушек.
Период правления Стефана Великого (1457-1504 г.г.) остаётся непревзойдённым по размаху крепостного строительства в Молдавии. Оборонительные сооружения княжества, отвечающие всем требованиям военно-инженерного искусства, могут соперничать с лучшими образцами европейского крепостного зодчества.
Главные опорные пункты оборонительной системы - каменные крепости, рассредоточены на территории всего государства по линии Днестра и вблизи него (Хотин, Орхей, Белгород), возле Прута (Цецин), внутри страны со стороны Трансильвании (Сучава, Нямц, Роман) и в устье Дуная (Килия - Ликостомо). Сюда следует добавить городские укрепления (Сучава, Яссы, Роман), господарские резиденции (Сучава, Яссы, Бакэу, Васлуй, Пятра-Нямц, Ботошань, Хырлэу, Котнарь, Бырлад, Хушь, Дорохой, Димэкень), укреплённые монастыри (Пробота, Путна, Кэприяна, Молдовица, Нямц, Тазлэу, Бистрица, Пэтрэуць, Войтин, Сынтилие-Сучава, Воронец, Трестиана, Добровэц), деревянно-земляные оборонные сооружения (Орхей, Тигина, Сорока, Бырлад, Крэчуна), боярские резиденции (дворы гетмана Арборе в Шипоте и Арборе, двор логофета Тэуту из Бэлинешт) и др. Армия Стефана Великого, хорошо организованная, смогла обеспечить независимость государства, держа в напряжении войска Венгрии, Польши и даже Оттоманской Порты.
Белгородская крепость - оплот всей юго-восточной части страны, находится под постоянным контролем молдавских господарей. «В 1457 г. её обороняет Влайку, дядя Стефана, затем в том же году - Станчул, бывший враг его отца, но, возможно, особо ценный военачальник, оставшийся единственным до 1466 г., когда ему на помощь приходит Збиеря, а затем Балко. Между 1471 г. и 1474 г. там упоминаются Лука и Балко, в 1475-1476 гг. Хырман и Лука, а последними перед захватом - Герман, Дума и Оанэ. Как и в Ардяле, двойное руководство в крепости означало признание её значимости».
Известно, что во главе молдавских твердынь стояли пыркэлабы - представители господаря. Они отвечали за содержание и ремонт крепостей, за обеспечение городской безопасности, за организацию сопротивления врагам и др. Во внешнеполитических документах белгородские пыркэлабы именованы кастелланами и капитанами. Похоже, что проблема содержания крепостей решалась с помощью «работы в крепости» и «посада» (в данном случае это обязательные трудовые повинности горожан для нужд обороны).
После турецкого нападения 1475 года пыркэлабами Лукой и Херманом (Хырманом) были достроены «большие ворота», а через три года, при пыркэлабах Думе и Хермане, появилась новая стена. Теперь Белгород представляет собой важный княжеский форпост, охраняемый постоянным гарнизоном, административный центр цинута (области) и крупный морской порт, расположенный на межконтинентальной торговой артерии, связывающей через Чёрное Море Краков и Львов с Каффой и Константинополем.
XV - XVIII века. Османское владычество
Молдавский отрезок в средневековой истории Белгорода заканчивается 5 августа 1484 г. Османы давно планировали большую войну с Молдавией, желая захватить в первую очередь Белгород и Килию. Султан Мехмед II называет эти два приграничных порта «ключом от ворот всей Польши, России, Татарии и всего Чёрного Моря». Финальной атаке предшествовала тщательная подготовка сухопутных сил (300 000 турок и 70 000 татар) и морского флота (100 боевых кораблей). Целую неделю нападающие засыпали глубокий крепостной ров и копали траншеи для артиллерийских орудий. Затем крепость была обстреляна со всех сторон. После двух дней отчаянного сопротивления молдавский гарнизон был вынужден капитулировать.
Невероятно трудно объяснить падение этого мощного, хорошо укреплённого сооружения за столь короткий срок. В венецианских анналах Малипиеро указывается, что делегатами к османам были посланы «пятеро лучших людей города», а в турецких источниках говорится о предательстве местных бояр. Турецкий путешественник Эвлия Челеби пишет, что «из крепости вышли 12 попов и в драгоценном ларце передали 10 ключей от крепости».
Молдавский хронист Григоре Уреке приходит к выводу о невозможности вступления в бой молдавской армии, находившейся в тот момент на Дунае, у Облучицы: «Стефан Воевода не посмел выйти на открытую местность, лишь теснина вынуждена его быть безрассудным». Победа Баязида II отрицательно сказалась на местном населении: из 20 000 жителей Белгорода осталось лишь «200 семей рыбаков», 200 мальчиков были зачислены в янычары, 200 девушек попали в константинопольские гаремы, многих увели в рабство. Молдо-германская хроника в связи с этим же событием сообщает, что «турки взяли Белгород и увели с собой лучшее население в Константинополь».
И все же зимой 1484-1485 г.г. молдавский господарь предпринимает попытку отбить крепость, думая застигнуть неприятеля врасплох. Но, несмотря на все его усилия, Белгород и Килия остаются собственностью Оттоманской Порты.
Потеря этих двух городов значительно ослабила Молдавское княжество. Сильно пострадала экономика страны: транзитная торговля по «молдавскому пути» была полностью парализована. Ухудшилась и общая обороноспособность: теперь всего за несколько дней враг мог добраться до столицы.
В 1510 г. во время правления господаря Богдана III в Белгороде поднимает восстание младший сын Баязида II Селим, который захватывает крепость и владеет ею и в следующем году. В октябре 1538 г. Белгород и Килия, а также Буджак, Тигина (Бендеры) и Джанкерман (Очаков) входят в состав новой оттоманской провинции - Аккерманского санджака.
В течение XVI-XVII вв. город и его окрестности являются свидетелями многочисленных военных походов: это запорожские и донские казаки (в 1517, 1541, 1547 г.г. во главе с И. Покотило; в 1575 г. во главе с Язловецким; в 1576, 1577, 1578,1586, 1589 г.г. во главе с атаманом Кулагой; в 1595 г. во главе с гетманом Г. Лободой, а затем с С. Наливайко; в 1601, 1602,1609, 1621, 1632 г.г. во главе с И. Сулимом; в 1659, 1664, 1671,1673 г.г. во главе с атаманом И. Сирко; в 1684, 1686, 1691, 1693 г.г. под предводительством полковника С. Палия; в 1694 г. во главе с полковником Я. Лизогубом), это молдаване и поляки (Арон Воевода в 1594 г. и сторонник господаря Александра Могилы - Корецкий в 1615-1616 г.г.). Белгород не обделяют вниманием и крымские татары: хан Ислям II Герай похоронен в Аккерманской «большой мечети», другие ханы приезжают сюда в первой половине XVII в.. В то же время в XVII в. белгородцы втянуты в драматические события, связанные с политическими волнениями Крымского ханства и войнами Оттоманской империи с христианскими странами.
XVIII - XX века. Под властью российской империи
Во время антитурецких военных компаний Белгород несколько раз попадает к русским: в 1770 г. его завоёвывает после 10-дневной осады бригадир И. А. Игельстрем по поручению генерал-фельдмаршала графа П. А. Румянцева, а в 1789 г. он захвачен без боя у Тайфур-паши донскими казаками под предводительством М. И. Платова совместно с бугскими казаками, посланными князем Г. А. Потёмкиным-Таврическим. В обоях случаях город был возвращён Порте: первый раз - согласно Кучук-Кайнарджийскому договору 1774 г., а второй - по Ясскому договору 1792 г. В компании 1789 г. участвовал и генерал-майор М. И. Кутузов, который «командовал передовой конницей и частью донских казаков и находился сентября 13-го при истреблении неприятельского корпуса при Каушанах и потом при взятии крепости Аккерман и Бендер». В апреле 1790 г. М. И. Кутузову было приказано оставить Бугский егерский корпус и отправиться в Аккерман, «принять там команду» и организовать разведку за перемещением турецких войск и судов.
В 1806 г. в Белгород вошёл корпус под командованием герцога А. Э. Ришелье. По одним источникам, на переговоры к туркам был послан майор Ловейко, а по другим - инженер генерал-майор Е. Х. Ферштер с казачьим атаманом князем Кантакузино. По Бухарестскому трактату 1812 г., все земли, лежащие между Днестром и Прутом, отходят Российской империи.
Стоит отметить все известные крепостные строительные работы, выполненные здесь османами между 1484 г. и концом XVIII в.:
- сооружение при Баязиде II новой мечети на месте прежней христианской церкви и перестройка куртин и башен;
- ремонт крепости в 1576 г.;
- укрепление комплекса Мелек Ахмедом-пашой в1657 г.;
- строительство примерно в 1707 г. первой бастионной линии при помощи французских инженеров;
- перестройка порохового склада в цитадели в 1756 г.;
- укрепление оборонительного ансамбля в 1757-1770 гг.;
- усиление оборонной мощи крепости в 1776 г. В это время здесь работали главный архитектор Хафиз Ибрагим и зодчие Эбубекир и Абдуллах, а начальником строительства был Али;
- ряд восстановительных и ремонтных работ в крепости в 1777-1778 гг. под руководством турецкого архитектора Мехмеда Тахира Аги. Он был главным придворным архитектором султана Абдулхамида I. Начальник строительства Селим отвечает за доставку леса при содействии молдавского господаря Константина Морузи, Мехмед Тахир Ага осуществляет контроль за всем строительством, а Турхан участвует в управлении строительством;
- ряд переделок в крепости в 1779 г. под руководством главного архитектора Мехмеда Тахира Аги и архитектора Сеида Йомера;
- очередные восстановительные работы в крепости в 1793-1797 гг.;
- ремонтные работы в крепости в 1798 г.;
- реконструкция бастионной линии и каменных стен в 1800 г.;
Интенсивная строительная деятельность развёрнута на территории крепости в 1807-1832 г.г. по инициативе русского военного командования. Причисленная к оборонительным сооружениям второй категории, крепость превращена в склад вооружения и место дислокации воинских подразделений. История крепости как самостоятельного военного объекта завершается с её упразднением в 1832 г.
XX век. После Октябрьской революции
С 1918 г. город находился под властью Румынии. В 1940 г. на короткое время перешёл в состав СССР (был включён в состав Украинской ССР), с 1941 по 1944 - под румынской оккупацией в составе Транснистрии. В 1944 г. после освобождения от румынских войск город возвращается в состав Одесской области УССР, ему присваивается название Белгород-Днестровский.
Исторические факты
Город основан в 502 году до н.э. греками - выходцами из Милета.
Город посещали: афинский политический деятель Перикл, «отец истории» Геродот, понтийский царь Митридат Евпатор, хан Ногай и султан Баязид (Баязет), древнерусские князья Кий, Игорь Старый, Олег, Святослав Игоревич, поэты Пушкин и Мицкевич, поэтесса Леся Украинка, писатели Максим Горький и Анри Барбюс, декабристы и вольнодумцы и многие, многие другие.
В ссылке в городе бывали:
- знаменитый древнеримский поэт Публий Овидий Назон, сосланный за вольнодумные стихи императором Августом (легенда);
- изгнанный заговорщиками император Византии Юстиниан II.
- великий русский поэт Александр Пушкин.
В 1790 году комендантом Аккерманской крепости являлся Михаил Илларионович Кутузов.
В 1891 году на месте нынешнего магазина промтоваров стояло питейное заведение братьев Варшавских. В нем попивал с рыбаками из Шабо молодой бродяга Алексей Пешков, именно в Аккермане услышавший легенду о сердце Данко.
В крепости снимались фильмы: «Корабли штурмуют бастионы», «Адмирал Ушаков», «Отелло», «Дорогой ценой», «Поэма двух сердец», «Рыцарский замок», тетралогия «Д’Артаньян и три мушкетёра» и многие другие.
Известные личности
- Павел БЕРКОВ (1896-1969), литературовед и библиограф, родился в Аккермане
- Абрам (Бума) ГЕРШЕНЗОН (1868-1933), педиатр и организатор здравоохранения, родился в Аккермане.
- Осип ЕРМАНСКИЙ (1867-1941), экономист и политический деятель, родился в Аккермане.
- Шулим КОГАН (род. 1930), советский и американский физик, родился в Аккермане (Четатя-Албэ).
- Борис ЛЕВЕНСОН (1884-1947), русско-американский композитор, родился в Аккермане.
- Яков-Шмуэл ТРАХТМАН (1831-1925), писатель, до последних дней жил в Аккермане/Четатя-Албэ
- Рубин УДЛЕР (р. 1925) - лингвист, диалектолог-романист, мемуарист, рос и учился в Аккермане/Белгороде-Днестровском, откуда происходила семья отца.
http://bilgorod-d.org.ua/
http://bilgorod-d.org.ua/