4 мая 2011 г.

Папочка, Отец и Наставник...

     Однажды приехал ко мне сын одного некогда "очень известного" служителя в нашей области. Меня в это время не было дома, так как приходится часто выезжать по служению. Ожидая меня в квартире, он стал свидетелем одного разговора, который произвёл на него сильное впечатление. Дети подошли к маме, окружили её и стали спрашивать: – Мама, а где наш папочка? Когда он приедет? Почему его так долго нет? Поскорей бы папа приехал, - сказали они с ноткой грусти и стали выглядывать в окно. Ожидавший меня брат был так удивлён происходившим, что не скрывая  волнения, рассказал моей жене о том, что когда он и его братья были маленькими, подходя к маме, они не спрашивали когда папа приедет, они спрашивали, когда папа уедет. – Мы дождаться не могли, когда он куда-то уедет, чтобы спокойно поиграть, - смущённо сказал наш гость. Наконец-то приехал я. Дети выбежали мне на встречу с возгласами: - Папа приехал! Папа приехал! Я их стал обнимать и целовать. У этого брата глаза стали полные слёз и он грустно сказал: - А я не помню, чтобы меня вот так гладили по голове и целовали. Я помню только, как гладили ремнём.
     Эта история приведена для того, чтобы показать, что отношения как в семье, так и в церкви между отцами и детьми бывают разные. Отцы и дети, - извечная проблема. Давайте узнаем по больше, что Библия говорит о папочках, отцах и наставниках, о родителях ответственных за «детские» души.

ПАПОЧКА ИЛИ ОТЕЦ    
     «Папочка» – какое ласковое и нежное слово, особенно если оно звучит из уст ребёнка. Видный немецкий протестантский библеист и экзегет Иоахим Иеремиас, утверждал, что «обращение Иисуса Христа к Богу «Авва», «Отче» (Мк 14:36), есть беспрецедентное явление в истории». Глубину значения этого слова нельзя передать на русском языке. Оно выражает собою высшую степень искренней любви, доверенности, покорности, равно как и дружеского общения, и схоже русскому обращению «папа», «папочка». В культуре Востока, ни рабам, ни невольникам не было дозволено обращаться с словом «авва» к главе семейства.
     «Авва» (Абба) – является сирийско-халдейским словом, означающим отец. Это слово произнесённое устами самого Господа мы встречаем в Новом Завете только один раз у евангелиста Марка в (14:36). Так же, дважды мы его находим в посланиях ап. Павла к Римлянам (8:15) и Галатам (4:6).
     Итак, несомненно можно сказать, что тот, кто знает своего «Папочку» самый счастливый сын. Он безбоязненно готов вылить Ему свою душу, зная, что не услышит укора, а найдёт понимание и добрый совет.

ОТЕЦ ИЛИ ОТЧИМ
     «Отец» - это слово звучит по другому, оно исполнено авторитета и ответственности. Во всём Новом Завете слово «отец», согласно оригинального греческого текста, употребляется абсолютно одинаково,  это «патер» - отец, итель
Этим словом величественно именуется как Сам Бог, так и смертные представители мужского пола «родившие» детей, как по плоти (Матф.1:2), так и по духу (Рим.9:7; 1Кор. 4:15). Пожалуй, основными элементами отцовства есть чувство огромной жертвенной любви, ответственности и желание «рождать». Когда эти три элемента существуют, вполне естественно, когда отец проявляет ревность. Ап. Павел, как настоящий духовный отец, писал: «я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:15). Если родил, то и ревностно сказать можешь: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19), а если не родил, то дитё для такого отца чужое. Такой «духовный отчим» без сожаления может сказать: «пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите» (3Цар.3:26).
     Что же можно сказать, на всё это? Духовными отцами надо дорожить, ибо «у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов» (1 Кор. 4:15).

ХРИСТОС, НАСТАВНИКИ ИЛИ РАБЫ
     «Наставник» - это слово намного многограннее, чем мы себе можем представить. В Новом Завете мы можем найти около пяти разных греческих слов, которые переведены на русский язык как «наставник», но каждое из них имеет свой оттенок и особую смысловую нагрузку.
      Без всякого сомнения, истинное Наставничество принадлежит Христу. «И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос»  (Мф. 23:10). Здесь Матфеем употреблено греческое слово «кафэгэнтэс», что означает - руководитель, учитель в высшем смысле этого понятия. У Луки же, употреблено такое слово как «эпистата», что означает - начальник, надзиратель, распорядитель. Как мы видим, никто из людей не именуется таковым наставником, а только Христос!
     Теперь от Христа перейдём к наставникам во Христе. Павел пишет: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4:15). О каких же наставниках с таким сожалением писал ап. Павел? Здесь мы находим греческое слово
«паидагогос», что обозначает раба или слугу, приставленного к ребенку, как воспитателя, руководителя, вождя или детоводителя  провожавшего его в школу и обратно и следившего за его поведением. Так же у Павла мы можем найти обличение и тем  «наставникам невежд» (Рим. 2:20), которые учат одному, а сами поступают по-другому… Тут Павел употребил слово «пайдэутэн», что обозначает воспитателя, учителя; наказывающего, дисциплинирующего, исправляющего.
     Вот и понятно, что именно имел в виду Павел, когда писал, что есть «тысячи наставников». Это не духовные отцы, это приставленные рабы – «духовные отчимы». Таковым всё равно как их будут называть «отец» или «наставник», они просто выполняют своё служение, каждый как может, дети ведь чужие. Ибо думают таковые, что не скоро явиться Пастыреначальник их (Лук.12:45; 1Пет.5:2-4).
     Но неужели Новый Завет не говорит нам ничего хорошего о наставниках. Не отчаивайтесь, конечно же, говорит и хорошее. Только для таких наставников употреблено другое слово. Автор послания к Евреям напоминает: «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13:7). Здесь употреблено слово «хэгумэнон», что в переводе означает почитаемого предводителя, ведущего, начальствующего, управляющего. Есть уважаемые наставники, они показали пример своей жизнью веры и праведности, а конец их жизни был примером подражания для многих... Именно они и есть духовные отцы с большой буквы.
     Что же сказать в заключение?
      Дорогой Папочка! Будь ты эпископ, пресвитер или диакон. Мы не хотим быть незаконнорожденными, мы хотим быть твоими. Мы понимаем, что от многих ран твоё сердце закрылось, и ты не можешь разделить с нами искреннею беседу. Ты просто боишься этого разговора, хотя не разговора ты боишься, а ответственности. Нам так необходимо излить тебе душу. Мы хотим довериться тебе без страха, что ты спустя много лет, не будешь укорять нас только за то, что мы будучи несмышлёными детьми в простоте сердца попросили у тебя отцовского совета. Ты больше похож на отчима-администратора, чем на отца, встречи с которым так с нетерпением ждут дети. Любой отец радуется, когда дети хотят быть похожими на него, а нам почему-то этого не хочется. Нам хочется увидеть твою отцовскую улыбку, а вместо этого мы видим недоверчивый и напряжённый взгляд. Папочка - нам так тебя не хватает…
     Итак, «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1Пет.5:2-4).
     Папочка Небесный! Благодарю за твою любовь, милость и понимание. Мы знаем, что ты обязательно нас услышишь. Пошли нам по больше духовных отцов!
 Сергей СЕЛЕЦКИЙ

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Очень актуально... Спасибо!

Анонимный комментирует...

почему бы и нет :)